Осень - запасиха, зима - подбериха.
Осенняя муха больнее кусает.
Осень - то матка: кисель да блины;
А весна - мачеха: сиди да гляди.
Осенью и воробей богат.
Осенью и у кошки пирог.
В осень и у ворот копна снега.
В сентябре одна ягода, да и то горькая рябина.
Сентябрь холоден, да сыт.

лексическая тема "ОСЕНЬ"

Остальные фотографии на Я.Фотках

Осенняя поэзия для детей


Осень-швея (Татьяна Гусарова)

Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,

Ей осень лоскутное шьет одеяло.

Листок аккуратно к листку пришивает,

Сосновой иголкой стежок подгоняет.

Листочки на выбор - любой пригодится.

Вот рядом с багровым лиловый ложится,

Хоть очень по вкусу швее золотистый,

Сгодится и бурый, и даже пятнистый.

Скрепляет их бережно нить паутины.

Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.


*** (А.С. Пушкин)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.


Почему листья  осенью желтеют и падают?


Наступила осень. Листья на деревьях стали желтеть и падать.
Как-то сидела Маринка под дубом, смотрела на пожелтевшие листья и думала:
- Листья желтеют от холода. Они дрожат, съеживаются, а налетит ветер - и сорвались с веток листочки, улетели.

Только на дубе листья еще держались, но и на нем их оставалось с каждым днем все меньше.

Однажды Маринка - добрая душа - не выдержала:

взяла дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому дубу. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать, чтобы ветер не оборвал. Может, 20 листьев привязала и приклеила девочка, а может, и все 30. И еще бы уберегла, да только руки совсем замерзли. Села Маринка, прижала руки ко рту, дышит в кулачки: то в один, то в другой. Тут опять прилетел ветер - и вдруг показалось Маринке, что зашептались, зашушукались листья над головой. Потом дуб вроде бы потянулся со скрипом, зевнул и сказал тихонько:

- Ты ш-што тут делаешь-шь, несмысленыш-ш-ш? Что ты мне спать мешаешь-шь?

- Я не хотела вас будить, - смутилась Маринка. - Я вам листочки подклеиваю, а то и последние проспите.

- Эх, малыш-ш! Я свои дела-заботы закончил, пора и отдохнуть. Гляди, какие я вырастил желуди, красота! Авось, новые дубки вырастут. Но это потом, а сейчас - дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать. В листьях крохотные зеленые зернышки, живые заводики, исчезли-растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, и сделались листья желтыми.

- Но почему желтыми, а не белыми или прозрачными? - удивилась Маринка.

- Потому что кроме зеленых зернышек в листьях есть еще и другие - желтые. Пока в листьях работали зеленые зернышки-заводики, желтых видно не было, но растворились зеленые зернышки - и остались только желтые. Вот листья и пожелтели. А потом они высыхают и падают.

- Но как же так?! - заволновалась девочка. - Что вы будете делать без этих заводиков, без листьев? Кто вас всю зиму будет кормить?

- А я ни есть, ни пить не хочу, - прошептал дуб и протяжно зевнул. - Меня в сон клонит. Зимой так спится - благодать. Зимой мы, деревья, не растем, не цветем. - Дуб вздохнул и умолк.

- Эй! - Маринка тихонько постукала по морщинистой коре.-

- Я хочу спросить: может, все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть и сухие, желтые, но с ними дерево гораздо красивее.

- Не-е, - зевнул дуб. - Зимой нам не до красоты. Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

- А я-то думала, что листья ветер обрывает.

- Можно и без ветра, - прошептал дуб. - Мы между черешком листка и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая не пропускает ни соки, ни воду. Растет перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвется он и полетит. Упадут листья на землю и корни от мороза укроют… Эх-хе-хе…

Девочка хотела спросить у дуба еще о коре, о почках, о желудях, но тут снова налетел ветер, и ей почудилось, что старое дерево тихонько похрапывает.

Автор Чебан А.

 


  Желтый лист плавно падает на землю, а за ним второй и третий. Природа осенью меняется не только каждый день, а прямо на глазах. Достаточно только немного присмотреться. 

  Чем можно заниматься с малышом (и ребенком постарше) во время осенней прогулки? 

  1) Наблюдаем за природой, за изменениями. Каждый день, проходя возле одного и того же дерева или куста, замечаем, что произошло с ним? 

  Присмотритесь сами: деревья желтеют по-разному. Одно полностью становится желтым, буквально за ночь. Вчера, кажется, оно было зеленым, а сегодня - уже нет. Другое дерево желтеет постепенно - сначала кончики листиков, потом половина, а затем и весь лист полностью становится желтеньким.  


  2) Походить-пошуршать по опавшей листве! Ведь только осенью это можно сделать.При этом заметить, что шуршать листья только в сухую погоду, когда они сухие. А если прошел дождь - листья не шуршат. Почему? Старайтесь задавать вопросы ребенку и приучать делать выводы. Развивайте речь, обогащайте словарный запас. 

  3) Собирать каштаны, орехи, желуди, веточки, листочки. Потом из найденных материалов можно сделать аппликацию, поделку, гербарий.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

1. Назови осенние месяцы

2. Продолжи предложения по теме «Осень»:

Наступила    …              . Пожелтела   …                  .

Облетели     …               . Замолкли   …                       .

Идёт   …                    . Стало   …                     .

3.Это  так?

Осень наступила, потому что улетели птицы?

Дождь пошёл, потому что на улице лужи?

Дует сильный ветер, потому что гнутся деревья?

Прохладная погода, потому что люди тепло оделись?

Подберите загадки,выучите одну из них наизусть,приклейте картинку -отгадку

 

Как  научить детей  составлять  описательные  рассказы?

 

Чтобы  добиться полноценного связного рассказа следует провести  предварительную работу.

научить  образовывать признаки от предметов:


ОСЕНЬ – ОСЕННИЙ

ПТИЦА – …                        СЕНТЯБРЬ – …

ЛЕС – …                                 ОКТЯБРЬ – …

ХОЛОД – …                             НОЯБРЬ – …

ДОЖДЬ – …                             ТУМАН – …

УРОЖАЙ – …                          ОВОЩИ – …

ФРУКТЫ – …                           ЯГОДЫ  – …

Для старших дошкольников эта работа может усложниться за счет причастий – образуем признаки от действий:

УВЯДАТЬ – … УВЯДАЮЩИЙ

ПАДАТЬ – …                      СОЗРЕВАТЬ -…

УЛЕТАТЬ – …                    ШЕЛЕСТЕТЬ – …

ЖЕЛТЕТЬ – …                    КРАСНЕТЬ – …

ВЯНУТЬ – …                        МОРОСЯЩИЙ – …

кроме того  подобрать подходящие существительные,согласовать их с признаком,согласно его роду.

ОСЕННИЙ – … ( день, дождь, ветер, лес)

ОСЕННЯЯ – … ( погода, одежда, сырость)

ОСЕННЕЕ – … ( небо, пальто, дерево, ненастье)

ОСЕННИЕ – … ( каникулы, дни, листья, заморозки)

Далее использовать в предложениях.Например :

Эта осень ранняя, а та …

В дождь настроение грустное, а в солнечный день …

Урожай яблок богатый, а слив …

Ночи длинные, а дни …

Земля сырая, а была …

Летом дожди теплые, а осенью …

Весной овощи сажали, а теперь …

 

Следующий этап сборка предложений в связный рассказ.Для речевых детей используют картинки-символы. Опираясь на эти подсказки, дети учатся последовательно и планомерно составлять рассказ-описание на тему “Осень”

 

Солнце уже не такое яркое как летом. Дни стали короче. Часто небо заволакивает тучами и идет дождь. Листья деревьев изменили свой цвет – они стали желтые, красные, золотые, багряные. Перелетные птицы улетают на юг. В лесу полным ходом идет подготовка к зиме – лесные звери запасают на зиму орехи, желуди, семена растений.  Люди тоже собирают урожай овощей и фруктов. Дети в сентябре идут в школу. Там они делают красивые поделки из даров осени: шишек, листьев, желудей.

прочтите детям 

          Улетают журавли

                                                          И. С. Соколов—Микитов

В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние, теплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко летели журавли. В глухом лесу, на краю болота шились на отдых. Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли.

Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в ту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдет над и лесом веселое солнце. Все тогда засияет, все переменится в осеннем темном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

                                  Букет из кленовых роз

 ОСЕНЬ - такое чудесное время для развития фантазии и находчивости, ведь вокруг столько необыкновенных даров природы.

  4) Делать букеты из листьев. Они могут быть такими разными:

- по размеру : букет большой или маленький (по количеству листьев); 

- по величине листьев: собрать только маленькие листья или только большие;

- по цвету листьев: желтый, красный, зеленый, разноцветный (пестрый);

- по названию листьев: листья с одного дерева или с разных и т.д.

  А можно из собранных листьев сделать свой букет кленовых роз! Вот такое творение я нашла в одном из номеров детского журнала для юных волшебников «Веселые идейки». 

  Для создания букета вам понадобится катушка ниток и кленовые листья. И все! 
Если нет при себе ниток, обматывать бутоны можно травой или черенком листа. Если желаете сделать красные розы, ищите красные листочки. А малыш вам в этом поможет! Делать букет нужно из свежих листьев, поскольку подсохший лист при сгибании ломается. И лучше всего в парке, где много-много листьев!

  Пусть у вас станет доброй осенней традицией делать такие оригинальные кленовые букеты роз!

  Работая над статьей, у меня возник вопрос: почему одни листья на деревьях краснеют, а другие желтеют? Вот, какое объяснение я нашла.

  Зелёный лист имеет такой цвет из-за присутствия пигмента, который называется хлорофилл. Хлорофилл легко разрушается. Но летом под воздействием солнечных лучей он быстро восстанавливается, и листья остаются зелеными. Окраска листа не меняется, образование хлорофилла не отстает от его разрушения.  

 В листьях изначально содержатся также пигменты каротиноиды, они имеют преимущественно жёлтый или оранжевый цвет. Когда наступает осень и света становится все меньше и меньше хлорофилл разрушается и не успевает восстановиться, но это не действует на желтые пигменты. Поэтому осенью листья и начинают желтеть. 


  Но листья становятся не только желтыми, но и красными. Это связано с появлением ещё одного пигмента - антроцианина. Такой пигмент образуется только осенью, когда в листьях начинает снижаться уровень хлорофиллов.  

  Однако такие объяснения могут понять взрослые и школьники, а для малыша лучше рассказать сказку

  Помните, что каждая сказка добрая и краткая, преподаст вашему малышу полезный урок. Не поучайте, а просто прочитайте малышу подходящую сказку.  

Осени чудесные мгновения - не пропустите их!
OLAOVB 07.10.2010

 

Итак, приступим. 

 

  1. Согните желтый лист пополам и сверните его в рулончик.
  2. Согните следующий лист вдвое и оборачивайте его вокруг уже готового рулончика. Старайтесь подбирать листочки одного оттенка



  

 

 

 

  • Писатели и  поэты детям об осени:
  • Ушинский, Константин Дмитриевич. Осень / К. Д. Ушинский
  • Скребицкий, Георгий Алексеевич. Сентябрь / Г. А. Скребицкий
  • Сладков, Николай Иванович. Золотая осень / Н. И. Сладков
  • Бальмонт, Константин Дмитриевич. Осень / К. Д. Бальмонт
  • Лермонтов, Михаил Юрьевич. Родина / М. Ю. Лермонтов
  • Соколов-Микитов, Иван Сергеевич. Улетают журавли / И. С. Соколов-Микитов
  • Скребицкий, Георгий Алексеевич. Октябрь / Г. А. Скребицкий
  • Пушкин А., Александр Сергеевич. Осень / С. Пушкин А.
  • Некрасов Н.А., Николай Алексеевич. Перед дождем / Николай Алексеевич Некрасов Н.А.
  • Ушинский, Константин Дмитриевич. Из детских воспоминаний / К. Д. Ушинский
  • Тургенев, Иван Сергеевич. Лес осенью / И. С. Тургенев
  • Скребицкий, Георгий Алексеевич. Ноябрь / Г. А. Скребицкий
  • Блок, Александр Александрович. Зайчик / А. А. Блок
  • Аксаков, Сергей Тимофеевич. Осень / С. Т. Аксаков


Отличным помощником в получении новой информации

об окружающем являются загадки.

Солнца нет, на небе тучи,

 Ветер вредный и колючий, 

 Дует так, спасенья нет! 

 Что такое? Дай ответ! 

 (Ответ: осень)

Несу я урожаи,


Поля вновь засеваю,


Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я - ...
(ответ: осень)

Опустел колхозный сад,


Паутинки вдаль летят,


И на южный край земли


Потянулись журавли.


Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
(ответ: сентябрь)

Всё мрачней лицо природы:


Почернели огороды,


Оголяются леса,


Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?


(ответ: октябрь)

Поле чёрно-белым стало:


Падает то дождь, то снег.


А ещё похолодало —


Льдом сковало воды рек.


Мёрзнет в поле озимь ржи.


Что за месяц, подскажи?


(ответ: ноябрь)


Осенние приметы

 В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало - сухая.

 Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень. 

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

 Пока лист с вишен не опал, сколько б снегу ни выпало, оттепель его сгонит. 

Облака редкие - будет ясно и холодно.

 Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая. 

Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.

 

 

 

 

 

 

 

3. Продолжайте так обертывать рулончики сложенными листьями, пока не получится бутон, желаемого размера. Потом завяжите туго у основания ниткой. Получился один цветок.  

4. Сделайте количество таких бутонов по своему желанию: три, пять, семь, пятнадцать! 

5. Соберите букет: по кругу вокруг бутонов дополните композицию листьями зеленого цвета.

  Букет кленовых роз готов!

 

Букет кленовых роз

 

© alkakras

Конструктор сайтов - uCoz