ЗАГАДКИ

Королева ледяная
Мчится в ледяной карете,
И ее сопровождает 
Северный холодный ветер. 
А за ней бегут вдогонку 
Вьюга, колкая поземка. 
И несутся, словно змеи, 
Серебристые метели. (Зима.) 

Т. Шорыгина

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом
Шьет пуховые перины,
Разукрасила витрины? (Зима.)

На дворе горой, 
А в избе водой. (Снег.)

Лежало одеяло
Мягкое, белое. 
Солнце напекло, 
Одеяло утекло. (Снег.) 

Скатерть бела 
Весь свет одела. (Снег.)

Бел, да не сахар. 
Ног нет, а идет. (Снег.) 

Он черной тучей был сначала, 
Он белым пухом лег на лес, 
Покрыл всю землю одеялом, 
А по весне совсем исчез. (Снег.)

Он пушистый, серебристый, 
Но рукой его не тронь: 
Станет капелькою чистой, 
Как поймаешь на ладонь. (Снег.) 

Он летает белой стаей 
И сверкает на лету. 
Он звездой прохладной тает 
На ладони и во рту. 
Он на солнышке румяный, 
Под луной он голубой. 
Он за ворот и в карманы 
Залетает нам с тобой. 
Он и белый, и мохнатый, 
И пушистый, как медведь. 
Раскидай его лопатой. Назови его. 
Ответь. (Снег.) 

Что за звездочка такая 
На пальто и на платке; 
Вся сквозная, вырезная, 
А сожмешь — вода в руке? (Снежинка.) 

С неба падают зимой 
И кружатся над землей 
Легкие пушинки, Белые... (снежинки). 

Сама я ледяная. 
Моя юбка — кружевная. 
Я кружусь, как балеринка. 
Угадали? Я — ... (снежинка). 

Кручу, урчу, 
Знать никого не хочу. (Вьюга.) 

Белые змеи 
Над землей полетели. 
По дорогам поползли 
И сугробы намели. (Метель.) 

Т. Шорыгина

Меня не растили, 
Из снега слепили, 
Вместо носа ловко 
Вставили морковку. 
Глаза — угольки, 
Губы — сучки. 
Холодная, большая. 
Кто я такая? (Снежная баба.) 

Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
(Сосулька)

Лексическая тема "ЗИМА"

Дидактическая игра «Ателье зимней одежды»

Цели: уметь выбирать зимнюю одежду из предложенной, описывать ее, называя детали, качество материала, подбирая по цвету, использованию (спортивная, для игр, для прогулки); выполнять роли закройщика, портного, заказчика; вступать в диалог в соответствии с ролью.

Правила.Взрослый  предлагает детям поиграть в ателье зимней одежды. Определяет роли и действия каждого участника: закройщик принимает заказ, задает заказчику вопросы о том, для чего будет использоваться этот предмет одежды, о фасоне, материале, отделке, пуговицах, мехе; портной собирает одежду из отдельных деталей, называя их и свои действия.


Дидактическая игра «Кто как зимует?»

Цели: знать, как зимуют дикие звери, птицы в средней полосе; уметь подбирать из предложенных вариантов картинок те, которые соответствуют жилищу животного, его корму зимой; рассказывать об особенностях зимовки разных зверей (медведь, барсук, еж, белка, мышь, лиса, заяц, лось), птиц; угадывать по отрывку из рассказа, о зимовке какого животного идет речь.

Правила. Взрослый зачитывает отрывки из познавательных рассказов о зимовке животных, а дети должны отгадать, о каком животном идет речь. Находят картинку с изображением животного, подбирают к ней картинку с изображением его зимнего жилища и корма, которым он питается зимой. Рассказывают об этом

Дидактическое упражнение «Закончи мое предложение»

Цели: уметь внимательно слушать педагога, осмысливая суть события, устанавливая причинно-следственные связи; логически завершать предложения, поясняя причину события. 

Взрослый читает детям предложения по своему выбору. Дети заканчивают их.

Дети приготовили коньки, потому что... 
Рыбаки вышли на зимнюю рыбалку, потому что... 
Утром кругом было все белым-бело, потому что... 
Прохожие зимним днем насквозь промерзли, потому что... 
На одежду прохожих падали маленькие белые шарики, потому что...
К вечеру намело большие сугробы, потому что... 
На улице все падали и скользили, потому что... 
С крыш домов свисали длинные сосульки, потому что... 
Птицы зимой перебрались поближе к жилью человека, потому что... 
Медведь всю зиму может спать в берлоге, потому что... 
Синицы, вороны, воробьи, голуби зимуют в России, потому что. 
Деревья зимой находятся в состоянии покоя, спят, потому что... 
Люди зимой ходят в теплой, меховой одежде, потому что... 
Охотник знал, куда убежал заяц, потому что... 
Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что... 
Заяц, лиса и белка не мерзнут зимой, потому что... 
После снегопада машины не смогли проехать по дороге, потому что...
Трава зимой не замерзает, потому что... 
Зимой свет в домах и на улицах зажигается рано, потому что... 
Дети любят зиму, потому что... 
Дети не смогли слепить снеговика, потому что...
Многие животные зимой в лесу погибли, потому что... 
Ледяная дорожка не скользила, потому что... 

Дидактическое упражнение «Назови действие»

Цели: знать зимние явления; уметь заканчивать предложение педагога, подбирая по смыслу соответствующий глагол. 

взрослый   начинает предложения, дети заканчивают их. 
Зимой метель... (метет). 
Ночью ветер в трубах... (завывает, воет). 
Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся). 
В лесу зимой голодный волк... (воет). 
На зиму медведь в берлоге... (засыпает). 
Мороз щеки и носы... (щиплет).
Зимой вода в реке... (замерзает). 
Зимой снег все вокруг... (накрывает). 
Под снегом травка зимой... (греется). 

Пальчиковая игра «У Зимы в лесу изба»

Цели: уметь согласовывать слова с движениями, ритмично выполнять движения руками и пальцами рук; внимательно слушать и действовать совместно с педагогом. 

У Зимы в лесу изба,
Во все стороны резьба. 

Руки перед собой, пальцы обеих рук сомкнуты шалашиком, острием вверх. Указательными пальцами обеих рук в воздухе делают вращательные движения 

Два столба хрустальных врыты,
Сторожить поставлены.
Ледяные окна скрыты 
Ледяными ставнями. 

Ставят кулачок на кулачок попеременно. Руки перед собой, ладони раскрыты, прижаты друг к другу ребром, пальцы сомкнуты. 

На шесте, на ледяном 
Ходит ворон ходуном. 

Руки поворачивают к себе ладонями, затем тыльной стороной. Указательный палец правой руки прикрывают ладонью левой. Указательным пальцем правой руки пересчитывают пальцы левой. 

Дети должны знать:
— основные приметы зимы, названия зимних месяцев;
— изменения, которые происходят зимой в растительном и животном мире;
— то, что зима — это время года, которое наступает за осенью;
— особенности жизни людей в зимний период (одежда, труд, отдых, игры, помощь животным).

Дети должны уметь:
— обобщать признаки зимы и конкретизировать их;
— сравнивать зиму с другими временами года;
— анализировать явления;
— использовать полученные ранее знания и умения в решении проблемных ситуаций, задач, заданий;
— использовать имеющийся по теме лексикон в речевом общении;
— общаться со сверстниками, эмоционально окрашивать свои впечатления, отношение к деятельности.

Чтение стихов

Мороз-художник

Рисует узоры на окнах мороз, 
Но только лишь белою краской. 
Вот дивные птицы, вот чудо-цветок, 
Вот замок прекрасный, как в сказке. 
Разглядывать можно картины весь день, 
Но только не трогать руками. 
Растают узоры тогда от тепла 
И вмиг распрощаются с нами. 
В какие дни можно увидеть рисунки на окнах? 
Как они образуются? 
Почему рисунки боятся тепла? 
Что чаще всего рисует мороз на стеклах? 

Метель

Как на нашу улицу принеслась метель. 
Все дорожки, все крылечки белые теперь. 
Наметет сугробы — двери не открыть. 
Заберется в щели, чтобы застудить. 
Вволю наиграется и уйдет в леса, 
А за ней останется снежная краса. 

Чем отличается метель от снегопада? 
Чем отличается метель от вьюги, бурана? 

Гололед

Подморозило с утра, нет вчерашнего тепла. 
На дорогах гололед, и машины все несет. 
Тротуары, как каток. Сделать бы еще шажок, 
Но подошва подвела — очень скользкая она. 
Сколько бед от гололеда! Есть для дворников работа — 
Соль насыпать и песок, чтоб пройти прохожий мог. 

Какая зимняя погода способствует образованию гололеда? 
Почему в гололед происходит много аварий на дорогах? 
Почему в гололед люди часто получают травмы? 
Как обезопасить себя в гололед? 
Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед? 

Зимнее зеркало

Гладкий, скользкий очень лед, как зеркало, блестит. 
Он на реках прочный, можно по нему ходить. 
И по глади ровной можно мчаться на коньках.
С ветерком проехать даже на санях. 

Как в стихотворении описывается лед?
Из чего образуется лед? Как? 
Почему в мороз по льду на реке можно даже ездить на санях?

Снег

Снег такой пушистый, мягкий, как перина.
Разукрасила его вдруг рябина. 
Красной ягодой узор набросала, 
Снегирям его стеречь приказала. 
Торт сверкает под луной, серебрится. 
А рябине даже ночью не спится. 
Белый снег прикрыл ее, как невесту, 
И оставил лишь для щек ярких место. 


Как описывается снег в стихотворении? 
Как можно украсить снег ягодами рябины? 
Почему под рябиной всегда много ягод? 


Логоритмическое стихотворение «Вьюга"

взрослый  читает стихи, дети выполняют движения. 


Воет вьюга: У-у-у, 
-Делают круговые движения руками
Завертеть я вас могу. 
- над головой ритмично. 
Замести в большой сугроб, 
- Руки внизу, ритмично двигают 
Хоп-хоп-хоп, хоп-хоп-хоп. 
- ими с боков к центру, «подгребая» снег.
Вас от дома уведу, 
-Ритмично хлопают 
В чисто-поле приведу. 
- ладонями по телу. 
А потом улягусь спать 
- Ритмично покачивают скрещеными
В свою снежную кровать. 
- руками перед собой

© alkakras

Конструктор сайтов - uCoz