Игра "Всё за мною повторяй, только не показывай щёки (нос, живот, зубы...)" Цель. Проверить знание частей тела и лица, развивать внимание. Ход. Взрослый в достаточно быстром темпе называет и показывает части тела и лица, пытаясь "перехитрить" ребёнка. Ребёнок должен быть внимательным и не показывать "запрещённую" часть тела или лица. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка. Рекомендуем несколько простых упражнений на умение ориентироваться в пространстве и знание частей тела. Игра "Весёлые фигуры" Детям даются поручения. Например: Упражнение "Наши руки" Это упражнение выполняется с маленькими каучуковыми шариками. Упражнение "Зарядка" Выполняем движения в соответствии со стихотворением. Руки в стороны, в кулачок, Упражнение "Фокусник" Выполняется с каучуковым мячиком. Способствует развитию мелкой моторики и ориентации в пространстве, правильному пониманию предлогов (мы обязательно их используем, объясняя упражнение артикуляционной гимнастики). "Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика." Т.А. Воробьёва, О.И. Крупенчук
|
Лексическая тема «Человек.Части тела»Пополняем словарь: Существительные : туловище,грудь,живлт,спина,плечи,руки,ноги,локти,ладони,пальцы, ногти,колени,пятки,шея,голова,волосы,глаза,брови,ресницы,рот,губы.зубя,язык,подбородок,лоб. Глаголы: Прыгать,приседать,хватать,топать,кивать,дышать,смотреть,говоритьи др. Прилагательные: голубые,зеленые,карие,блестящие,длинные,вьющиеся,короткие,светлые. Наречия: направо,налево,вверх,вниз Грамматика: Формирование первоначального понятия о неодушевленных и одушевленных существительных .Дифференциация вопросов: «Кто это?»-«Что это?» Образование -множественного числа существительных (дидактическая игра «Один-много») -существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов ( Д/и «Назови ласково») Подбор слов- антонимов (Д/и «Скажи наоборот» Например: большой-маленький,высокий-низкий,тонкий-толстый,длинный-короткий) Формирование навыков связной речи: Договаривание предложений по демонстрации действий д/и «Доскажи словечко» д/и «Подбери слова» Какие у тебя глаза ? ( У меня глаза красивые ,карие ,большие и т.д.) Найти и выучить наизусть загадку по теме, приклеить в тетрадь картинку –отгадку)
ЗАГАДКИ
прочтите детям логопедическая сказка А.БатыроваВы ,конечное, помните все деревянного шалунишку Буратино?Он шалил и совсем не хотел учиться в школе. Когда же Буратино согласился и папа Карло отвел его в школу, туда его не приняли, потому что он не умел красиво и правильно говорить ,ведь язычок-то у него был деревянный. «Что же мне делать?»-расстроился Буратино ,вернувшись в каморку папы Карло .Из- за печки вылез мудрый Говорящий сверчок. «Я слышал, есть где-то волшебная страна…»-начал было говорить сверчок «Хватит мне этих чудес!» -махнул рукой Буратино.»Есть где-то волшебная страна ,где много зеркал .И живут в ней великие волшебники ,которые могут сделать языки мягкими и послушными ,даже деревянные!»-как ни в чем не бывало продолжил Говорящий сверчок : «волшебники зовутся ло-го-пе-да-ми»-таинственно прошептал он«Т-с-с!» Сверчок оглянулся по сторонам:«Эта необыкновенная страна зовется Зазеркальем .Все некрасивые звуки, как жуки прячутся за зеркала и никогда больше оттуда не показываются ,потому что они там просто исчезают .В этой стране все очень часто смотрятся в зеркало ,особенно когда говорят»-шепотом закончил СверчокБуратино понравился рассказ Говорящего друга и он немедленно отправился в дорогу ,узнав об этом ,сверчок незаметно залез в карман штанишек деревянного человечка, ведь не мог же он оставить ребенка без присмотра.Буратино бодро шагал навстречу новым приключениям ,как преградили ему путь кот Базилио и лиса Алиса.-Умненький-благоразумненький Буратино, куда это ты путь держишь, уж не в страну ли Дураков, а?-нет, я иду искать волшебников!-зачем они тебе нужны,пойдем лучше с нами!-Нет, я хочу научиться красиво говорить.-Не получиться у тебя ,миленький Буратино, ведь язык у тебя –деревянный ,да и сам ты -кукла! Пойдем с нами!Но как не уговаривали кот и лиса Деревянного мальчика не ходить в Зазеркалье, им это не удалось. Тогда Базилио и Алиса пожаловались Карабасу-Барабасу и все трое пустились в погоню за Буратино.Буратино уверенно двигался все дальше и дальше. Путь его был не легкий и неблизкий ,но он шел и шел .Дорога Буратино пролегала через леса, поля ,реки. Наконец он подошел к большим воротам ,они сверкали так,что было больно глазам. Только Буратино подошел, как ворота грозно заревели: «Пароль!»«Я незнаю..»-растерянно пробормотал Буратино и от его уверенности не осталось и следа.«Пароль»-также грозно повторили ворота.Тут в кармане у Буратино что-то зашуршало и из кармана вылез Говорящий Сверчок .Мальчик очень обрадовался своему старому другу. «Приподними слегка губ так чтобы было похоже на окошко, улыбнись, покажи сомкнутые зубы, ровненько как заборчик и ворота тебя пропустят.»-спокойно посоветовал Cверчок.Буратино старался изо всех сил, смотрелся в зеркальные ворота а Говорящий сверчок молча наблюдал за ним .И вдруг у деревянного человечка все получилось. Ворота перестали ослепительно блестеть ,а дружелюбно стали поблескивать ,что-то щелкнуло и они распахнулись сами собой. Буратино так обрадовался и скорее вбежал в распахнутые двери. Не успел он вбежать ,как подбежали кот ,лиса ,Карабас-Барабас и по дороге присоединившийся к ним Дуремар. Но Буратино нечего было бояться ,ворота тот час же захлопнулись прямо перед носами непрошенных гостей .Опять засверкали ворота, ослепляя их, грозно повторяя : «Пароль!» Что только не делали бездельники: надували щеки, размахивали руками, стучали кулаками, топали ногами, но открыть крепкие запоры им не удалось. А потом они просто убрались восвояси ,ведь они были ленивые и не привыкли добиваться желаемого.Деревянный же человечек оглянулся .Здесь все было таким непривычным…Светло-светло ,а дорожка, по которой он зашагал ,была странно вымощенной синими ,красными и зелеными кирпичиками.(Конечно же он потом узнает ,что это не простые кирпичики, а звуки и ряды из них ничто иное как слова. Но это будет все потом…)Буратино не переставал удивляться ,потому что все в этой необычной стране было зеркальным :и цветы ,и травы, и насекомые, даже солнце было из зеркала, и во всем можно было увидеть свое отражение. Сначала Деревянный мальчик гримасничал, корчил рожицы ,а после с любопытством заглядывал в чашечки зеркальных цветов и улыбался той улыбкой, которой научился у зеркальных ворот. Буратино прислушался, ему показался стрекот кузнечиков…так и было .Деревянному человечку показалось это очень забавным и он тоже решил изобразить такой звук .Он прищелкнул подняты с вверх язычком ,потом еще ,еще ,два, три и так много –много раз. Когда у него получилось особенно звонко, откуда не возьмись прискакала зеркальная лошадка .Она весело махала хвостиком и стучала копытцами по цветным кирпичикам и Буратино захотелось поцокать вместе с ней. Он поднял язычок вверх и снова звонко зацокал: «цок, цок, цок!» Над полянкой звенела легкая песенка, которую «цокали» кузнечик, лошадка и Буратино. Все очень старались и поэтому устали. Деревянный человечек и лошадка растянулись на зеркальной лужайке ,а язычок Буратино удобно разлегся на нижней губе-Буратино ему разрешил. Все расслабились и им было так хорошо!А в небе светило яркое солнышко ,в нем Человечек увидел свое отражение и рассмеялся. Его язычок заснул ,он был похож на блинчик .Буратино решил его разбудить ,поэтому он стал открывать и закрывать рот, покусывая язычок верхними зубами ,да еще и приговаривая : «пя,пя,пя,пя,пя!»Буратино не знал ,что это волшебные слова. После них появляется целая банка душистого вкусного малинового варенья. Ведь страна не простая! А Буратино известный сластена. Он ,конечно же сразу принялся за угощение вместе со своей новой подружкой Зеркальной лошадкой. Надо сказать ,что в этой волшебной стране язычок Буратино стал смелее и даже как- будто бы сам по себе. Когда деревянный человечек покончил с вареньем ,язычок вдруг стал старательно слизывать остатки лакомства ,сам ,честное слово .Буратино опять рассмеялся,теперь язык был похож на ложку или лопаточку. Поэтому он скорее посмотрелся в зеркальную бабочку ,которая пролетала мимо .Тут Буратино заметил лягушку ,она охотилась высунув острый как иголка язык. Ей хотелось на него поймать бабочку. Деревянный человечек не мог этого допустить и прогнал лягушку .А сам ,как вы думаете что сделал? Правильно стал передразнивать лягушку, глядя в зеркальную росу. Когда же у него получилось уж очень похоже, Буратино посмотрел на лягушку .От изумления рот человечка . открылся сам собой .Оказывается под зеркальным кустом у лягушки был крошечный домик, обнесенный таким же крошечным забором. Хозяйка ловко красила его…языком. Получалось у нее ровно и красиво. «как это ты делаешь?»-не удержался Буратино. Ему вдруг тоже захотелось покрасить заборчик. «Повторяй за мной»- важно проговорила лягушка. Она совсем не обиделась на Буратино, ведь она была знакома с черепахой Тортиллой и та много рассказывала о деревянном человечке, о том ,что он шалун знали все лягушки .Буратино гляделся в зеркальную ромашку и старательно повторял все движения .У него так хорошо выходило ,что лягушка осталась в восторге. Человечку очень понравилось быть маляром. Вдруг где-то пробили часы .Буратино поднял голову и увидел необычную зеркальную птичку-часы. Ее хвостик напоминал стрелочку и ходил вправо-влево ,как маятник часов, да к тому же еще и потикивал «тик,так,тик,так!» Буратино даже не заметил ,что его язычок повторяет за хвостиком этой сказочной птички.,он это увидел только заглянув в шляпку зеркального мухомора. Язычок совсем развеселился и Буратино стало весело ,он звонко застучал каблуками по разноцветной дорожке. Буратино добежал до красивого зеркального домика ,хотел постучать в дверь ,но побоялся ее разбить. Звонка не было. «Как же мне позвать хозяев?»- задумался Буратино ,»Вытяни губы трубочкой протяни : « У-_У_-У! Только очень протяжно ,губы напряжены, постарайся ,а то тебе никогда не видать хозяев этого прекрасного домика»-опять посоветовал Говорящий сверчок. Он все время спал в кармане и Буратино совсем позабыл о нем .Поэтому сейчас он очень был рад совету друга.Буратино уже научился стараться и быть упорным и у него вскоре все получилось. Вышли к нему три подружки –Бусинка. ,Лопаточка и Зондинка. Они похвалили человечка, напоили его чаем ,а когда узнали куда он держит путь, очень обрадовались ,ведь они все не только любили волшебников-логопедов, а были еще и их помощницами .Девочки обещали утром проводить Буратино в замок волшебников.Наутро новые друзья почистили зубки ,кстати, это в Зазеркалье делают тоже язычком, позавтракали вкусным клубничным вареньем и поскакали на зеркальной лошадке в волшебный замок .Всю дорогу язычок цокал ,выгибал спинку ,образуя горку ,превращался в часики ,трубочку, играл в прятки ,поэтому никому не было скучно.Буратино не знал, что у волшебников-логопедов есть большой волшебный зеркальный шар и они давным-давно наблюдают за ним. Но об этом знал Говорящий сверчок, ведь он был непросто говорящий ,а правильно- и красивоговорящий, он знал про все ,что происходит в этой удивительной стране Зазеркалье .Он верил в Буратино, поэтому спокойно проспал всю дорогу.Вскоре Деревянный человечек встретился с волшебниками и тоже их полюбил .Они научили его разным премудростям ,рассказали о разноцветных кирпичиках, научили его красиво и правильно говорить, читать. Это было нелегко ,но Буратино очень старался.Жители Зазеркалья тоже полюбили деревянного человечка за старание и труд,выбрали его президентом страны. А страну переименовали в страну «Буратинию»Буратино пошел в школу, хорошо учился и никогда не забывал своих друзей.А на зеркальных воротах он написал :«Ключ золотой –любому человечку, к заветной дверце с чистой речью»И все с этим согласились.Вот так простая деревянная кукла стала грамотным ,умным и трудолюбивым человеком. |
© alkakras |