Дифференциация звуков [ж]-[з].

Этот речевой материал не содержит других звуков из групп свистящих и шипящих, так как они чаще всего нарушаются вместе с данным звуком. Если у Вас нарушены и другие звуки (например, [р], [р'], [л], [л']), слова с ними желательно также исключить из материала для автоматизации.

Произносить (читать) слоги. 

жа-за   жо-зо   жу-зу   жи-зы   же-зэ 
за-жа   зо-жо   зу-жу   зы-жи   зэ-же

ажна-азна   азна-ажна 
ожна-озда   озда-ожна 
ужна-узна   узна-ужна 
ижма-изма   изма-ижма 
езли-ежли   ежли-езли

Произносить (читать) слова. 

Жал-зал, жара-заря, пожар-базар, жалей-залей, держать-дерзать, лужайка-зайка, лежать-лизать, бежать-вязать, жакет-закат, лёжа-береза, Жора-Зоя, ожог-возок, должок-дозор, лужок-узор, флажок-глазок, прыжок-разок, жук-зуб, грожу-грозу, вижу-внизу, вяжу-везу, брожу-грызу, хожу-ползу, гляжу-внизу, ножи-тазы, жидкий-зыбкий, жир-пузырь, ежи-возы.

Кожи-козы, баржа-база, рыжий-сизый, ёжики-языки, рыжики-музыка, похаживать-показывать, наживать-называть, лежи-вези.

Важный-разный, каждый-гораздо, монтажник-проказник, дружный-грузный, тревожный-грозный, дождик—гвоздик, можно-поздно, дорожный-паровозный, пирожное-морозное, обождать-опоздать, денежный-полезный, подожди-ка-гвоздика, книжный-капризный, нежный-резвый.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, закружить.

Произносить (читать) предложения. 

У змеи жало. Зоя была на балете "Жизель". Жеребёнок забежал во двор и заржал. Мама зажгла лампу под зеленым абажуром. Возле дома зеленая лужайка. Захар заряжает ружьё. Женя помог задержать врага. Я зажал в руке железный гвоздик. Кот лежал и лизал лапку. Вожатый Женя дал Зине и Зое важное задание. В зале ожидания Зоя увидела Жанну. На земле лежит железная лопата. Мы привязали Бобика к будке, теперь он не убежит. Прибежали в полдень зайки прямо к луже на лужайке. Женя резал ржаной хлеб. Завизжала железная пила. Ежи - полезные животные.

Произносить (читать) и пересказывать тексты. 

Доктор.

У Захара жар. Он заболел. Мама вызвала доктора. Доктор говорит: "Надо лежать, Захар, пока не выздоровеешь." Захар лежит и пьет таблетки.

Зимние забавы.

Давно уже зима на земле хозяйка. Замела дома и дороги. На окнах узоры наморозила. Заковала льдом озёра и реки злая зима. Рада бы, но не может заморозить живое. Даже детям зимой не холодно. Бегают во дворе — им даже жарко. В морозные дни дети дома. Пожелали гулять Женя, Лиза и Зоя — и к маме. Мама наказала потеплей одежду надеть. Живо выбежали из дома Женя, Лиза и Зоя. У Зои лыжи, у Лизы и Жени - коньки. Лиза и Женя заливают каток. А Зоя проложила лыжню.

За земляникой.

Женя и Зина ходили за земляникой. У них были кузовки. Но земляники было мало. Возле берёзы Женя заметил ежа. Ёжик не побежал, а завернулся клубком. Женя положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина держала кузовок, а Женя взял палку и закатил ежа внутрь. Побежали Женя и Зина домой показать ежа маме. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела оставить ежа. Но Женя отдал его в живой уголок.


   

 

Автоматизация звука Р в словах и предложениях.

Прежде, чем приступить к автоматизации произношения звука Р в словах и предложениях, нужно добиться правильного изолированного произношения этого звука, а затем автоматизировать звук в слогах.
Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.
На первых порах рекомендуется произносить звук Р в словах долго, раскатисто, особенно в середине слова.
«Открытые» слоги.
Напоминаю, что «открытыми» называются слоги типа «согласный+гласный».
Игра «Повторяй-ка» (или «Повторюшка» - кому как больше нравится :о) развивает внимание и расширяет словарный запас ребенка. Если какое-нибудь встреченное в игре слово малышу непонятно, объясните ему, что оно означает.
1. Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
начинается игра.
Я прошу со слогом ра
Повторить за мной слова:
И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д), работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка, радуга, равный, радость, раковина.
2. Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
продолжаем мы игру:
ррубашка, ррубанок (и т.д.), ручей, рука, рубин, па-ррус, рукав, рубить, рубаха, ручной, ружье, румяный, рукавица, беру, дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза
3. Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Много слов со слогом ро:
ррот, Ррома (и.т.д.), роза, роща, пе-рро, у-ррок(и.т.д.), герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны.
4. Ры-ры-ры, ры-ры-ры -
вот слова со слогом ры.
За мною слова повторяй,
но не зевай:
Как промолвишь слово «рысь», 
Так выходишь из игры.
Рыба, (рысь), рыжик, рытвина, (рысь), корыто, рык, (рысь), рысак, парЫ, (рысь), горы, куры, норы , дыры, (рысь), пожары, актеры, шоферы, мундиры, базары, (рысь), боксеры, шахтеры, помидоры, самовары, рыбаки, (рысь), пёрышко.
5. Слово повтори тогда, когда названа еда: метро, горох, порог, пирог, творог, мороз, мороженое, огород, сорока, пирОга, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога.
Отгадай загадку - назови отгадку. Загадки развивают логическое мышление и расширяют кругозор.
Совет: если Вы отыщите картинки с изображением отгадок, малышу гораздо легче будет разгадать загадку.
1. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросенок) 
2. Непоседа пестрая птица длиннохвостая. Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока) 
3. В лесу у пня суета, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи).
4. На полянке возле ёлок дом построен из иголок. За травой не виден он, а жильцов в нем - миллион. (Муравейник). 
5. Заплелись густые травы, закудрявились луга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (Барашек) 
6. Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он - ... (Жираф) 
7. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)
Повтори предложения.
Вот Вера и Мара.
У Веры шары и у Мары шары.
Рома идет на урок.
Ира пасет корову.
У Тамары карандаш.
В ручке старое перо.
Cледующим этапом автоматизации звука Р будет тренировка произношения этого звука в закрытых слогах.
Скороговорки для дифференциации звуков Р-Л.
Враль клал в ларь.
Малина – не Марина.
Пал град на пять гряд.
Болтунья болтала, пока не переболтала.
Боронила борона неборонованное поле.
Варвара варила, варила, 
Да не выварила.
Галка кротка, 
Да палка коротка.
Дробью бьют по перепелам 
Да по тетеревам.
Кириллу на рынке 
Купили крынку.
Король – орел, орел – король.
Кто колпак переколпакует да перевыколпакует?
Купила бы я, накупила, 
Да купило притупило.
Лара и Валя играют на рояле.
Арина грибы мариновала, 
Марина малину перебирала.
Орел на горе, перо – на орле.
Перепелка перепелят прятала от ребят.
Перепелки пролетали, 
Перья на траву роняли.
Под потолком – полком полколпака гороху.
Ремни ремнил ремнем, 
Огни огнил огнем.
Корабль лавировал, лавировал, 
Лавировал, лавировал, 
Да невылавировал.
Была у Фрола – 
Фролу на Лавра наврала. 
Пойду к Лавру- 
Лавру про Фрола навру.
Короб корок корова съела.
Молчи, пора рожь толчи!
Не рад Ларя, что кисель кисел.
Погода размокропогодилась.
Пойду в лес по рябую корову.
Пришел Панкрат с домкратом.
 
 

© alkakras

Конструктор сайтов - uCoz