Система заданий для совместной работы родителей и ребенка дома по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста (по лексическим темам).
1. «Детский сад»
Нарисовать и составить описательный рассказ о детском саде по плану:
- как называется детский сад?
- какие помещения есть в детском саду?
- какое назначение каждой комнаты?
- кто работает в детском саду?
- какие правила поведения в детском саду?
- как зовут твоих педагогов (воспитателей, помощника воспитателя и дефектолога)?
2. «Игрушки»
Нарисовать и составить рассказ о своей любимой игрушке по плану:
- как называется игрушка?
- какой она формы, цвета и размера?
- из какого материала сделана (стекло, пластмасс, дерево, резина и др.)?
- какая она на ощупь (мягкая, твердая, гладкая, шершавая)?
- откуда она появилась у тебя (подарили, купили в магазине)?
- как ты с ней играешь?
3. «Моя семья»
Составить рассказ о своей семье, отвечая на вопросы:
- с кем ты живешь?
- сколько человек в твоей семье?
- какие члены семьи у тебя есть (мама, папа, бабушка и т.д.)
- кто самый младший, а кто самый старший в твоей семье?
- кто старше всех?
- кто младше всех?
- какой домашний адрес, профессия и место работы твоих родителей?
4. «Овощи»
Нарисуй и расскажи о своем любимом овоще по плану.
Я люблю __________, он (она)__________ цвета, __________ формы, ______________ на вкус. Из него (нее) можно приготовить _____________. А я люблю есть его (ее) ________ (сырым, вареным, в салате).
5. «Фрукты»
Нарисуй и расскажи о своем любимом фрукте по плану.
Я люблю __________, он (она)__________ цвета, __________ формы, ______________ на вкус. Из него (нее) можно приготовить _____________. А я люблю есть его (ее) ________ (сырым, в варенье, в компоте).
6. «Ягоды»
Прочитать, нарисовать и ответить на вопросы.
Где растет ягода.
Кислая клюква растет на болоте. Собирать ее можно и весной, когда растает снег. Кто не видел, как растет клюква, может ходить по ней и не видеть ее. Черника растет – ее видишь: рядом с листиком ягоды. И так их много, что место синеет. Голубика растет кустиком. В глухих местах встречается и костяника – красная ягода кисточкой, кислая ягода. Единственная ягода у нас - клюква - невидима сверху.
Вопросы.
- Как растет клюква?
- Какие еще ягоды растут в лесу?
- Как они растут?
- Какая ягода невидима сверху?
7. «Осень. Осенняя одежда»
Составь рассказ по картинке на тему «Какую одежду мы носим осенью» по плану.
- Почему мы осенью одеваемся теплее, чем летом?
- Что мы носим на ногах (в сухую погоду и дождь)?
- Что надеваем на тело?
- Что носим на голове, шее, руках?
- Когда берем с собой зонт?
Раскрасить.
«Лексическая тема 'Осень. Осенняя одежда'.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
8. «Домашние птицы»
Составь рассказ по картинке. Раскрасить.
«Лексическая тема 'Домашние животные'.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
9. «Перелетные птицы»
Прочитать, нарисовать и ответить на вопросы.
Улетают журавли.
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружились они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние теплые страны.
Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.
До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весной!
Вопросы.
- Куда и когда улетают журавли?
- Когда журавли прилетают обратно?
- Где летят журавли?
10. «Осень. Деревья осенью»
Прочитать, нарисовать и ответить на вопросы:
Лес осенью.
Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют.
Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются.
Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.
Вопросы.
- О каком времени года говорится в рассказе?
- Какого цвета лес был летом?
- Какого цвета стали березки и клены осенью?
- Какого цвета стали осины осенью?
- Какие деревья не изменили своего цвета?
- Как кружатся листья в воздухе?
11. «Дикие животные»
Прочитать, нарисовать и ответить на вопросы.
Ежиная семейка.
В норе у корней старой ели жила семья ежей. Часто мама ежиха ходила на охоту, а маленькие ежата без нее сидели тихо. Однажды Аня и Егорка увидели их в норе.
- Аня, не трогай их, - сказал Егор, - ежата совсем еще маленькие.
- Я только поглажу ежат, - ответила Аня.
На другое утро дети пришли снова к норе ежей и увидели, что она пустая. Ночью ежиха увела своих ежат в другое, безопасное место.
Вопросы.
- Где жила семья ежей?
- Почему ежата оставались часто одни и как они себя вели?
- Кто нашел ежат?
- Что случилось на следующий день?
12. «Зима. Зимующие птицы»
Прочитать, нарисовать и ответить на вопросы.
Снегирь.
Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Увидать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на белом снегу.
Вопросы.
- Как выглядят снегири?
- Когда появляются снегири в наших местах?
- Каких еще зимующих птиц ты знаешь?
13. «Зима. Зимние забавы»
Составь рассказ по картинке. Раскрась.
«Лексическая тема 'Зима. Зимние забавы'.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
14. «Деревья. Хвойные деревья»
Прочитать, нарисовать и ответить на вопросы.
Полянка в лесу.
Березки последнее свое золото ссыпают на ели и на уснувшие муравейники. Я иду по лесной тропе, и осенний лес мне становится как море, а полянка в лесу – как остров.
На этом острове стоят тесно несколько елок, под ними я сел отдохнуть.
У этих елок, оказывается вся жизнь вверху. Там, в богатстве шишек, хозяйничают белки, птицы клесты и еще много неизвестных мне существ. Внизу же, под елями, мрачно, черно, и только видишь, как летит шелуха от шишек. Это белки и клесты шелушат еловые шишки и достают из них вкусные семечки. Из такого семечка выросла когда-то и та высокая ель, под которой я сейчас сижу.
Вопросы.
- С чем автор сравнивает лес и отдельную полянку в лесу?
- Кто обитает на верхушках елок?
- Чем питаются белки и клесты?
- Из чего выросла ель, под которой отдыхал автор?
- О каком времени года говорит автор?
- Что ты сам можешь рассказать об осеннем лесе?
15. «Новогодний праздник»
Составь рассказ по картинке. Раскрась.
«Лексическая тема 'Новогодний праздник'.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
16. «Ателье. Одежда»
Составь рассказ по картинке. Раскрась.
«Лексическая тема 'Одежда. Ателье'.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
17. «Мой город. Моя улица»
Составь рассказ на тему «Мой город. Моя улица» по плану. Нарисуй.
- Как называется наш город?
- Кем и когда он был основан?
- Главная улица, площадь, река в нашем городе.
- Главные достопримечательности нашего города.
- Как называется улица, на которой ты живешь?
- Какая эта улица (тихая, шумная, узкая, широкая, зеленая…)?
- Что расположено на этой улице (магазины, аптека…)?
- Где проходит эта улица?
- Отношение к своему городу и своей улице.