ПОСЛОВИЦЫ О ЧИСТОТЕ И ГИГИЕНЕ
Для чистого нет ничего нечистого.
Чистое к поганому не пристанет.
К чистому грязное не прильнет.
Вода не любит грязных людей.
Ах, какой белый! Сороки утащат.
Чистую посуду легко полоскать.
Чистые сапоги быстрее ходят.
Чистота - залог здоровья.
Чист, как трубочист.
Чистого и огонь не обожжет, а грязного и вода не от моет.
Чистому все чисто.
|
Игра "Всё за мною повторяй, только не показывай щёки (нос, живот, зубы...)"
Цель. Проверить знание частей тела и лица, развивать внимание.
Ход. Взрослый в достаточно быстром темпе называет и показывает части тела и лица, пытаясь "перехитрить" ребёнка. Ребёнок должен быть внимательным и не показывать "запрещённую" часть тела или лица.
Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.
Рекомендуем несколько простых упражнений на умение ориентироваться в пространстве и знание частей тела.
Игра "Весёлые фигуры"
Детям даются поручения. Например: 1. "Правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой левый глаз". 2. "Левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой — за левое". 3. "Левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь на пятку". Далее всё зависит от вашей фантазии. Играйте вместе с ребёнком.
Упражнение "Наши руки"
Это упражнение выполняется с маленькими каучуковыми шариками. Эта ручка — правая (мячик на ладошке), Это ручка — левая (мячик на ладошке), Я на мячик нажимаю И зарядку делаю: Будет сильной правая (сжимаем мячик в правом кулачке), Будет сильной левая (в левом), Будут ручки у меня Ловкие, умелые (катаем шарик между ладошками).
Упражнение "Зарядка"
Выполняем движения в соответствии со стихотворением.
Руки в стороны, в кулачок, Разожмём и на бочок (то есть на пояс). Руки вверх, в кулачок, Разожмём и на бочок. Руки вперёд, в кулачок, Разожмём и на бочок. Руки к плечикам, в кулачок, Разожмём и на бочок.
Упражнение "Фокусник"
Выполняется с каучуковым мячиком. Способствует развитию мелкой моторики и ориентации в пространстве, правильному пониманию предлогов (мы обязательно их используем, объясняя упражнение артикуляционной гимнастики). За рукой (мяч прячется от зрителя за ладонью и придерживается большим пальцем) и под рукой (прямая кисть ладонью вниз, большой палец придерживает мяч). Из-под кисти на покой (мяч берётся второй рукой из-под ладони державшей его руки и кладётся на тыльную часть кисти). Над рукою мяч кружит (одна кисть прямая, ладонью вниз, другая рука с мячиком кружится над нею), От неё теперь бежит (рука с мячом как бы уходит от другой руки). Между пальцев подержи (соответственно), И в ладошку положи (соответственно). Вдоль ладони (катим от кончиков пальцев к середине ладони), Через палец (перекатываем через лежащий на ладони большой палец). И вокруг запястья танец (обводим вокруг запястья одной руки).
"Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика." Т.А. Воробьёва, О.И. Крупенчук
Поделки из картона |
|
Подвижные игрушки Материал: ножницы, шило, кисти (тонкая и широкая), бумага, плотный картон или сухая фанера. Если делать игрушки из фанеры, то потребуются еще проволока, лобзик, пилки, напильники (круглый, полукруглый, плоский), надфили и наждачная бумага. Решив, какую игрушку вы будете делать, перенесите чертежи выкройки на кальку, затем с помощью копировальной бумаги переведите на картон (или на фанеру). Выкройки по желанию можно увеличить по клеткам. Теперь аккуратно вырежьте ножницами выкройки по контуру (на фанере выпилить лобзиком и края обработать напильником и надфилями).
После того как вы вырезали (или выпилили) детали, в указанных цифрами на чертежах местах проколите шилом (или просверлите на фанере) отверстия. Прежде чем приступите к сборке игрушки, разложите все детали по своим местам. Приготовьте кусочки медной проволоки (заклепки) и соедините ими детали игрушки так, чтобы заклепка прошла в отверстие туловища и нужной детали. С обратной стороны игрушки часть заклепок срежьте, оставив хвостики длиной 20—25 мм, которые 2— 3 раза намотайте на гвоздик, чтобы получить завиток (благодаря ему детали хорошо держатся, т. е. соединены между собой).
Детали рук и ног свяжите сзади крепкой ниткой, как это показано на чертежах-схемах «оживления». Потягивая за нитку, вы приведете в движение руки и ноги игрушки. Готовую игрушку раскрасьте по-своему.
Как вы поняли, технология изготовления подвижных игрушек достаточно сложна. Поэтому первоначально взрослый должен взять на себя почти все элементы изготовления поделок. Пусть ребенок сначала наблюдает за вашими действиями, слушает ваши объяснения, помогает что-то подержать при скреплении деталей, раскрашивает их. Потом предложите ему попробовать самостоятельно сделать такую же игрушку. Но опять же вы должны быть рядом, чтобы помочь в трудный момент, поддержать, подбодрить и даже снова сделать какую-то деталь в поделке. Такая совместная работа всегда способствует духовному сближению с ребенком, воспитывает у него желание закончить начатое дело, довести его до конца. Можно смастерить любую игрушку по интересному рисунку: Буратино, Карлсона, Золушку, Незнайку...
|
|
Лексическая тема «Человек.Части тела»Пополняем словарь: Существительные : туловище,грудь,живлт,спина,плечи,руки,ноги,локти,ладони,пальцы, ногти,колени,пятки,шея,голова,волосы,глаза,брови,ресницы,рот,губы.зубя,язык,подбородок,лоб. Глаголы: Прыгать,приседать,хватать,топать,кивать,дышать,смотреть,говоритьи др. Прилагательные: голубые,зеленые,карие,блестящие,длинные,вьющиеся,короткие,светлые. Наречия: направо,налево,вверх,вниз Грамматика: Формирование первоначального понятия о неодушевленных и одушевленных существительных .Дифференциация вопросов: «Кто это?»-«Что это?» Образование -множественного числа существительных (дидактическая игра «Один-много») -существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов ( Д/и «Назови ласково») Подбор слов- антонимов (Д/и «Скажи наоборот» Например: большой-маленький,высокий-низкий,тонкий-толстый,длинный-короткий) Формирование навыков связной речи: Договаривание предложений по демонстрации действий д/и «Доскажи словечко» д/и «Подбери слова» Какие у тебя глаза ? ( У меня глаза красивые ,карие ,большие и т.д.) Найти и выучить наизусть загадку по теме, приклеить в тетрадь картинку –отгадку) ЗАГАДКИ- На земле он всех умней, Потому и всех сильней (Человек)
- Тебе дано, а люди пользуются. (Имя)
- Что на свете всего быстрее? (Мысль)
- Цепь и ночь стучит оно,Словно бы заведено.
- Будет плохо, если вдруюгПрекратится этот стук.(Сердце)
- Если б не было его,Не сказал бы ничего.(Язык)
- Всегда он в работе,Когда мы говорим
- А отдыхает,Когда мы молчим.(Язык)
- Два соседа-непоседы,День на работе,Ночь на отдыхе.(Глаза)
- Два Егорки живут возле горки,Живут дружно, а друг на друга не глядят. .(Глаза)
- Брат с братом через дорогу живут,А один другого не видит.. (Глаза)
- На ночь два оконцаСами закрываются,
- А с восходом солнцаСами открываются. (Глаза)
- Есть у каждого лицаюДва красивых озерца.
- Между ними есть гора.
- Назови их, детвора.. (Глаза)
- Не сеют, не сажают,А сами вырастают. (Волосы)
- На одной горе много травыДа скот эту траву не ест.(Волосы)
- Между двух светилюПосредине один. (Нос)
- Вот гора, а у горыюДве глубокие норы.В этих норах воздух бродит -
- То заходит, то выходит (Нос)
- Отворю я хлевец,Выпущу стадо белых овец. (Зубы)
- Около прорубиСидят белые голуби.
- Когда мы едим - они работают,Когда не едим - они отдыхают,
- Не будем их чистить - они заболят.(Губы и зубы)
- Красные двери в пещере моей,Белые звери сидят у дверей.
- И мясо, и хлеб -Всю добычу мою -
- Я с радостью белым зверям отдаю.(Зубы и язык)
- Тридцать два молотят,Один поворачивает( Зубыи язык )
- Белые силачи рубят калачи.А красный говорун подкладывает.(Зубы и язык)
- У пяти братцев одна работа( Пальцы)
- У двух матерейюПо пяти сыновей,
- Одно имя всем.( Пальцы)
- Есть у меня работники,Во всем помочь охотники,
- Живут не за стеной -День и ночь со мной;
- Целый десятокВерных ребяток. ( Пальцы)
- Всю жизнь ходят в обгонку,А обогнать друг друга не могут.( Ноги)
- Мы на них стоим и пляшем.Ну а если им прикажем,
- Нас они бегом несут.Подскажи, как их зовут? .( Ноги)
прочтите детям логопедическая сказка А.БатыроваВы ,конечное, помните все деревянного шалунишку Буратино?Он шалил и совсем не хотел учиться в школе. Когда же Буратино согласился и папа Карло отвел его в школу, туда его не приняли, потому что он не умел красиво и правильно говорить ,ведь язычок-то у него был деревянный. «Что же мне делать?»-расстроился Буратино ,вернувшись в каморку папы Карло .Из- за печки вылез мудрый Говорящий сверчок. «Я слышал, есть где-то волшебная страна…»-начал было говорить сверчок «Хватит мне этих чудес!» -махнул рукой Буратино.»Есть где-то волшебная страна ,где много зеркал .И живут в ней великие волшебники ,которые могут сделать языки мягкими и послушными ,даже деревянные!»-как ни в чем не бывало продолжил Говорящий сверчок : «волшебники зовутся ло-го-пе-да-ми»-таинственно прошептал он«Т-с-с!» Сверчок оглянулся по сторонам:«Эта необыкновенная страна зовется Зазеркальем .Все некрасивые звуки, как жуки прячутся за зеркала и никогда больше оттуда не показываются ,потому что они там просто исчезают .В этой стране все очень часто смотрятся в зеркало ,особенно когда говорят»-шепотом закончил СверчокБуратино понравился рассказ Говорящего друга и он немедленно отправился в дорогу ,узнав об этом ,сверчок незаметно залез в карман штанишек деревянного человечка, ведь не мог же он оставить ребенка без присмотра.Буратино бодро шагал навстречу новым приключениям ,как преградили ему путь кот Базилио и лиса Алиса.-Умненький-благоразумненький Буратино, куда это ты путь держишь, уж не в страну ли Дураков, а?-нет, я иду искать волшебников!-зачем они тебе нужны,пойдем лучше с нами!-Нет, я хочу научиться красиво говорить.-Не получиться у тебя ,миленький Буратино, ведь язык у тебя –деревянный ,да и сам ты -кукла! Пойдем с нами!Но как не уговаривали кот и лиса Деревянного мальчика не ходить в Зазеркалье, им это не удалось. Тогда Базилио и Алиса пожаловались Карабасу-Барабасу и все трое пустились в погоню за Буратино.Буратино уверенно двигался все дальше и дальше. Путь его был не легкий и неблизкий ,но он шел и шел .Дорога Буратино пролегала через леса, поля ,реки. Наконец он подошел к большим воротам ,они сверкали так,что было больно глазам. Только Буратино подошел, как ворота грозно заревели: «Пароль!»«Я незнаю..»-растерянно пробормотал Буратино и от его уверенности не осталось и следа.«Пароль»-также грозно повторили ворота.Тут в кармане у Буратино что-то зашуршало и из кармана вылез Говорящий Сверчок .Мальчик очень обрадовался своему старому другу. «Приподними слегка губ так чтобы было похоже на окошко, улыбнись, покажи сомкнутые зубы, ровненько как заборчик и ворота тебя пропустят.»-спокойно посоветовал Cверчок.Буратино старался изо всех сил, смотрелся в зеркальные ворота а Говорящий сверчок молча наблюдал за ним .И вдруг у деревянного человечка все получилось. Ворота перестали ослепительно блестеть ,а дружелюбно стали поблескивать ,что-то щелкнуло и они распахнулись сами собой. Буратино так обрадовался и скорее вбежал в распахнутые двери. Не успел он вбежать ,как подбежали кот ,лиса ,Карабас-Барабас и по дороге присоединившийся к ним Дуремар. Но Буратино нечего было бояться ,ворота тот час же захлопнулись прямо перед носами непрошенных гостей .Опять засверкали ворота, ослепляя их, грозно повторяя : «Пароль!» Что только не делали бездельники: надували щеки, размахивали руками, стучали кулаками, топали ногами, но открыть крепкие запоры им не удалось. А потом они просто убрались восвояси ,ведь они были ленивые и не привыкли добиваться желаемого.Деревянный же человечек оглянулся .Здесь все было таким непривычным…Светло-светло ,а дорожка, по которой он зашагал ,была странно вымощенной синими ,красными и зелеными кирпичиками.(Конечно же он потом узнает ,что это не простые кирпичики, а звуки и ряды из них ничто иное как слова. Но это будет все потом…)Буратино не переставал удивляться ,потому что все в этой необычной стране было зеркальным :и цветы ,и травы, и насекомые, даже солнце было из зеркала, и во всем можно было увидеть свое отражение. Сначала Деревянный мальчик гримасничал, корчил рожицы ,а после с любопытством заглядывал в чашечки зеркальных цветов и улыбался той улыбкой, которой научился у зеркальных ворот. Буратино прислушался, ему показался стрекот кузнечиков…так и было .Деревянному человечку показалось это очень забавным и он тоже решил изобразить такой звук .Он прищелкнул подняты с вверх язычком ,потом еще ,еще ,два, три и так много –много раз. Когда у него получилось особенно звонко, откуда не возьмись прискакала зеркальная лошадка .Она весело махала хвостиком и стучала копытцами по цветным кирпичикам и Буратино захотелось поцокать вместе с ней. Он поднял язычок вверх и снова звонко зацокал: «цок, цок, цок!» Над полянкой звенела легкая песенка, которую «цокали» кузнечик, лошадка и Буратино. Все очень старались и поэтому устали. Деревянный человечек и лошадка растянулись на зеркальной лужайке ,а язычок Буратино удобно разлегся на нижней губе-Буратино ему разрешил. Все расслабились и им было так хорошо!А в небе светило яркое солнышко ,в нем Человечек увидел свое отражение и рассмеялся. Его язычок заснул ,он был похож на блинчик .Буратино решил его разбудить ,поэтому он стал открывать и закрывать рот, покусывая язычок верхними зубами ,да еще и приговаривая : «пя,пя,пя,пя,пя!»Буратино не знал ,что это волшебные слова. После них появляется целая банка душистого вкусного малинового варенья. Ведь страна не простая! А Буратино известный сластена. Он ,конечно же сразу принялся за угощение вместе со своей новой подружкой Зеркальной лошадкой. Надо сказать ,что в этой волшебной стране язычок Буратино стал смелее и даже как- будто бы сам по себе. Когда деревянный человечек покончил с вареньем ,язычок вдруг стал старательно слизывать остатки лакомства ,сам ,честное слово .Буратино опять рассмеялся,теперь язык был похож на ложку или лопаточку. Поэтому он скорее посмотрелся в зеркальную бабочку ,которая пролетала мимо .Тут Буратино заметил лягушку ,она охотилась высунув острый как иголка язык. Ей хотелось на него поймать бабочку. Деревянный человечек не мог этого допустить и прогнал лягушку .А сам ,как вы думаете что сделал? Правильно стал передразнивать лягушку, глядя в зеркальную росу. Когда же у него получилось уж очень похоже, Буратино посмотрел на лягушку .От изумления рот человечка . открылся сам собой .Оказывается под зеркальным кустом у лягушки был крошечный домик, обнесенный таким же крошечным забором. Хозяйка ловко красила его…языком. Получалось у нее ровно и красиво. «как это ты делаешь?»-не удержался Буратино. Ему вдруг тоже захотелось покрасить заборчик. «Повторяй за мной»- важно проговорила лягушка. Она совсем не обиделась на Буратино, ведь она была знакома с черепахой Тортиллой и та много рассказывала о деревянном человечке, о том ,что он шалун знали все лягушки .Буратино гляделся в зеркальную ромашку и старательно повторял все движения .У него так хорошо выходило ,что лягушка осталась в восторге. Человечку очень понравилось быть маляром. Вдруг где-то пробили часы .Буратино поднял голову и увидел необычную зеркальную птичку-часы. Ее хвостик напоминал стрелочку и ходил вправо-влево ,как маятник часов, да к тому же еще и потикивал «тик,так,тик,так!» Буратино даже не заметил ,что его язычок повторяет за хвостиком этой сказочной птички.,он это увидел только заглянув в шляпку зеркального мухомора. Язычок совсем развеселился и Буратино стало весело ,он звонко застучал каблуками по разноцветной дорожке. Буратино добежал до красивого зеркального домика ,хотел постучать в дверь ,но побоялся ее разбить. Звонка не было. «Как же мне позвать хозяев?»- задумался Буратино ,»Вытяни губы трубочкой протяни : « У-_У_-У! Только очень протяжно ,губы напряжены, постарайся ,а то тебе никогда не видать хозяев этого прекрасного домика»-опять посоветовал Говорящий сверчок. Он все время спал в кармане и Буратино совсем позабыл о нем .Поэтому сейчас он очень был рад совету друга.Буратино уже научился стараться и быть упорным и у него вскоре все получилось. Вышли к нему три подружки –Бусинка. ,Лопаточка и Зондинка. Они похвалили человечка, напоили его чаем ,а когда узнали куда он держит путь, очень обрадовались ,ведь они все не только любили волшебников-логопедов, а были еще и их помощницами .Девочки обещали утром проводить Буратино в замок волшебников.Наутро новые друзья почистили зубки ,кстати, это в Зазеркалье делают тоже язычком, позавтракали вкусным клубничным вареньем и поскакали на зеркальной лошадке в волшебный замок .Всю дорогу язычок цокал ,выгибал спинку ,образуя горку ,превращался в часики ,трубочку, играл в прятки ,поэтому никому не было скучно.Буратино не знал, что у волшебников-логопедов есть большой волшебный зеркальный шар и они давным-давно наблюдают за ним. Но об этом знал Говорящий сверчок, ведь он был непросто говорящий ,а правильно- и красивоговорящий, он знал про все ,что происходит в этой удивительной стране Зазеркалье .Он верил в Буратино, поэтому спокойно проспал всю дорогу.Вскоре Деревянный человечек встретился с волшебниками и тоже их полюбил .Они научили его разным премудростям ,рассказали о разноцветных кирпичиках, научили его красиво и правильно говорить, читать. Это было нелегко ,но Буратино очень старался.Жители Зазеркалья тоже полюбили деревянного человечка за старание и труд,выбрали его президентом страны. А страну переименовали в страну «Буратинию» Буратино пошел в школу, хорошо учился и никогда не забывал своих друзей.А на зеркальных воротах он написал :«Ключ золотой –любому человечку, к заветной дверце с чистой речью»И все с этим согласились.Вот так простая деревянная кукла стала грамотным ,умным и трудолюбивым человеком.
|