Здравствуйте!

Я -учитель-логопед Батырова Альфира Фаиловна

Цель моего сайта:

 Помочь родителям понять своего  ребенка и научить говорить 

ПРАВИЛЬНО и КРАСИВО.

Сайт является подборкой материалов по логопедии из разных источников.

  • читайте
  • учитесь
  • спрашивайте
  • советуйтесь
  • обсуждайте
  • делитесь

 ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Приятного общения!

 

на сайте  авторский материал и материал моих коллег,любезно предоставленных  в Интернете.Спасибо!

Всё начинается с зарядки

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык . Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. 

 

Несколько простых советов логопеда родителям.

01.10.2011 
1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2. Говорите,не торопясь, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
9. Большинство занятий проводите в игровой форме.
Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит». 

Пальчиковая гимнастика

Артикуляционная гимнастика. Упражнение Шарик"ШАРИК"

Надуть щеки. Сдуть щеки.

Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Пальчиковая гимнастика. Упражнение ШАРИК

Артикуляционная гимнастика. Упражнение МЫШКА"МЫШКА"

Губы в улыбке. 
Приоткрыть рот.
Произнести "а..." и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик). 

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

 

Пальчиковая гимнастика. Упражнение МЫШКА

Артикуляционная гимнастика. Упражнение МЫШКА"КОШКА"

Губы в улыбке. Рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы. 
На счет 1 - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы.

 

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

 

Пальчиковая гимнастика. Упражнение КОШКА

Артикуляционная гимнастика. Упражнение МЫШКА"ЛОШАДКА"

Губы в улыбке. 
Приоткрыть рот. 
Пощелкать языком (как щелкают лошадки).

 

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

 

Пальчиковая гимнастика. Упражнение ЛОШАДКА

Артикуляционная гимнастика. Упражнение МЫШКА"ЗАЙКА И БАРАБАН"

Улыбнуться. 
Открыть рот. 
Кончиком языка постучать за верхними зубами "дэ-дэ-дэ".

 

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу.

 

Пальчиковая гимнастика. Упражнение ЗАЙКА

Артикуляционная гимнастика. Упражнение МЫШКА"СЛОН"

Образовать хобот слоника, вытянув вперед губы трубочкой, набирать водичку, слегка при этом причмокивая.

 

Ладонь на себя. Средний палец впущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

 

Пальчиковая гимнастика. Упражнение СЛОН

 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

 Организация проведения артикуляционной гимнастики

 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

 2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

 3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

 Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

 4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

 5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески

Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.

Окошко

"Окошко"
широко открыть рот — "жарко"
закрыть рот — "холодно"
Чистим зубки

"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
Месим тесто

"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
Чашечка

"Чашечка"
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)
Дудочка

"Дудочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
Заборчик

"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Маляр

"Маляр"
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо
Грибочек

"Грибочек"
улыбнуться
поцокать языком, будто едешь на лошадке
прикососать широкий язык к нёбу
Киска

"Киска"
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы
Поймаем мышку

"Поймаем мышку"
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)
Лошадка

"Лошадка"
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
Пароход гудит

"Пароход гудит"
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."
Слоник пьёт

"Слоник пьёт"
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая
Индюки болтают

"Индюки болтают"
языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."
Орешки

"Орешки"
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
на щеках образуются твердые шарики - "орешки"
Качели

"Качели"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы
Часики

"Часики"
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
Блинчик

"Блинчик"
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу
Вкусное варенье

"Вкусное варенье"
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
Шарик

"Шарик"
надуть щёки
сдуть щёки
Гармошка

"Гармошка"
улыбнуться
сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
Барабанщик

"Барабанщик"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."


"Парашютик"
на кончик носа положить ватку
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх


"Загнать мяч в ворота"
"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

 

Новости

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

 Я УЧАСТВУЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ КОНКУРСЕ.ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ И ЖЕЛАНИЕ ПРОШУ ВАС  ПОДДЕРЖАТЬ МЕНЯ -  ПРОГОЛОСОВАТЬ,ОТДАТЬ ГОЛОС ЗА МОЕ ЭССЕ, НОМИНАЦИЯ "СЕРДЦЕ,ОТДАННОЕ ДЕТЯМ".ЮВАО.УЧАСТНИК-БАТЫРОВА.ПРЕЖДЕ СЛЕДУЕТ ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ!

СПАСИБО,ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЬНА ЗА ПОМОЩЬ

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД АЛЬФИРА ФАИЛОВНА

 

Просмотров: 265 | Добавил: Администратор | Дата: 29.11.2011 | Комментарии (0)

Просмотров: 239 | Добавил: Администратор | Дата: 29.11.2011 | Комментарии (0)

© alkakras

Конструктор сайтов - uCoz